о проекте

Павильон России на 54-й Международной художественной выставке — la Biennale di Venezia
4 июня – 27 ноября 2011


Пустые зоны
Художники: Андрей Монастырский и группа "Коллективные действия" (Андрей Монастырский, Николай Панитков, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сабина Хэнсген, Сергей Ромашко)

Комиссар: Стелла Кесаева
Куратор: Борис Гройс
Ассистент комиссара: Николай Молок


Архитектура: Kuehn Malvezzzi, Берлин
Производство: Altofragile, Милан
Пресс-офис: Анна Свергун, Анастасия Докучаева
При поддержке: Группы компаний "Меркурий", JTI
Информационный партнер: Tatler
Организаторы выставки выражают благодарность всем тем, кто помогал в работе над проектом, и в особенности:
Павлу Хорошилову, заместителю министра культуры РФ,
Рамазану Колоеву, директору Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ,
Василию Церетели, директору Московского музея современного искусства,
Леониду Игнату, генеральному директору фонда "Венецианский павильон",
а также
Клементе ди Тьене, Альберто Сандретти, Наталье Никитиной, Елене Куприной-Ляхович, Анне Новиковой, Татьяне Маниной, Екатерине Иноземцевой


При поддержке:
Группы компаний "Меркурий", JTI
Информационный партнер:
Tatler
Архитектура:
Kuehn Malvezzi, Берлин
Производство:
Altofragile, Милан
Пресс-офис:
Анна Свергун, Анастасия Докучаева



Организаторы выставки выражают благодарность всем тем, кто помогал в работе над проектом, и в особенности:
Павлу Хорошилову, заместителю министра культуры РФ,

Рамазану Колоеву, директору Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры РФ,

Василию Церетели, директору Московского музея современного искусства,

Леониду Игнату, генеральному директору фонда "Венецианский павильон",

а также
Клементе ди Тьене, Альберто Сандретти, Наталье Никитиной, Елене Куприной-Ляхович, Анне Новиковой, Татьяне Маниной, Юлии Овчинниковой, Екатерине Иноземцевой



Инсталляция Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия" будет сделана специально для Павильона России на 54-й Венецианской биеннале. Созданная Монастырским в 1970-х годах группа "Коллективные действия" (А. Монастырский, Н. Панитков, И. Макаревич, Е. Елагина, С. Ромашко, С. Хэнсген; до 1983 года – Н. Алексеев, до 1989 - Г. Кизевальтер) начала работать в 1976 году и работает до настоящего времени. По мнению куратора выставки Бориса Гройса: "Она была первым в России образцом искусства, которое выводит зрителя из обычного состояния пассивности, предоставляя ему активную роль в формировании художественного события".

Акции КД как эстетические пространственно-временные события развертывались и в огромных загородных пространствах (поля, леса, реки и т.д.), и в текстах, предваряющих акции, сопровождающих их и комментирующих после акционных событий. Однако акции иногда проводились и в городе, и в закрытых помещениях, когда этого требовал процесс развития современного эстетического языка. Группой КД осуществлено 125 акций и собрано 10 томов (начат 11-й том) книг "Поездки за город".

В Павильоне России будет предпринята попытка ретроспектировать акции КД как жизнь в искусстве. На выставке будет показано искусство – не как производство вещей (картин, скульптур, объектов), а как производство самого себя. "Пустые зоны" - это представление жизни как произведения искусства, которое уникально. И эта жизнь в искусстве будет представлена при помощи метафор, созданных для пространства Павильона России.



Андрей Монастырский прежде всего интересен для меня тем, что он никогда не изменял своей художественной программе.

Он начал свою деятельность в 1970-е годы (тогда еще в Советском Союзе) и продолжил ее, следуя исключительно внутренней логике своего художественного проекта, в эпоху, наступившую после конца советской власти. При этом Монастырский так же не приспосабливает сегодня свое искусство к требованиям рынка, как не приспосабливал его раньше к требованиям идеологической цензуры.

В то же время Монастырский ни в коей мере не является затворником, изолирующим себя от социальной жизни. Совсем напротив – созданная Монастырским в 1970-х годах группа "Коллективные действия" была первым в России образцом столь модного сегодня во всем мире партиципативного искусства, которое выводит зрителя из обычного состояния пассивности и дает ему активную роль в фомировании художественного события.

И еще в одном отношении Монастырский является в полном смысле этого слова современным художником, а именно в том, что он не замыкается ни в какой определенной технике или в определенном жанре. Чтобы сформулировать свою художественную позицию, Монастырский использует в равной степени перформанс, поэзию, эссеистику, фотографию, видео, объект или инсталляцию. Именно эта трансмедиальность искусства Монастырского делает его работы неизменно современными, поскольку техники и жанры могут устареть, а четко определенная художественная позиция не устаревает.

Борис Гройс, сентябрь 2010



Группа "Коллективные действия" (А. Монастырский, Н. Панитков, И. Макаревич, Е. Елагина, С. Ромашко, С. Хэнсген; до 1983 года – Н. Алексеев, Г. Кизевальтер) начала работать в 1976 году и работает до настоящего времени. Нами осуществлено 124 акции и собрано 10 томов (начат 11-й том) книг "Поездки за город", которые состоят из описательных текстов акций (дескрипция), рассказов участников акций (нарратив) и теоретических статей по современной эстетике, которую разрабатывала и разрабатывает группа. В каждом томе также представлены фотографии и различная документация акций (схемы, сопроводительные материалы, рисунки и т.п.).

На второй год работы группы, в 1977 году, материалы об акциях КД были опубликованы в лидирующем тогда международном журнале Flash Art, и фотография одной из акций была помещена на обложке журнала. В том же году документация КД была представлена на Венецианском биеннале.

Работа КД в 1970-е и 1980-е годы оценивалась и здесь, в кругах концептуалистов, и на Западе как работа на самом переднем крае дискурса современного искусства как искусства "после философии". В работе группы в качестве зрителей и даже в каком-то смысле соавторов акций принимали участие практически все художники, поэты, литераторы, критики и музыканты Москвы 1970-х и 1980-х годов, которые сами занимались таким авангардом, который был на уровне международного (а не регионального) современного искусства.

Акции КД как эстетические пространственно-временные события развертывались и на огромных загородных пространствах (поля, леса, реки и т.д.), и в большом дискурсе текстов, предваряющих акции, сопровождающих их и комментирующих после акционных событий (то есть в книгах "Поездки за город"). Однако акции иногда проводились и в городе, и в закрытых помещениях, когда этого требовал процесс развития современного эстетического языка, особенности того или иного момента социума в его историческом развитии "здесь и теперь" или те или иные сюжетные повороты коллективного экзистенциального дискурса становления этапов эстетической эпохи.

Андрей Монастырский, сентябрь 2010