о проекте

В 2015 году на 56-й Биеннале Современного искусства в Венеции Павильон России представит проект Ирины Наховой «Зеленый Павильон». Творчество Ирины Наховой (р. 1955) является значительным вкладом в традицию российского концептуализма начиная с 70-х годов прошлого столетия. Оно существенно трансформирует её логоцентрическую модель, сообщая последней ту особую эмоциональную драматичность, присущую представительницам позднего модернизма. Нахова - автор первой в современном русском искусстве серии инсталляций «Комнаты» (5 инсталляций, 1983-88), для создания которых она использовала одну из комнат собственной квартиры. Ее «Комнаты» предвосхитили жанр «тотальной инсталляции» Ильи Кабакова; при этом, в отличие от кабаковских, имитировавших мир коммуналок, инсталляции Ирины Наховой прямо указывали на свое живописное происхождениe, представляли своеобразные трехмерные картины, эффектно структурированное эстетическое пространство. Именно соединение рационально-структурного подхода с живой, изменчивой чувственностью, изощренного концептуального изобретательства и принципиальной мультимедиальности с жаждой визуального удовольствия и определило всю дальнейшую эволюцию художницы. Вместе с куратором Павильона Маргаритой Тупицыной, интернационально признанным экспертом в области истории русского авангарда и современного искусства, Ирина Нахова реализует в Павильоне России амбициозный проект, тематически отсылающий к важнейшему периоду истории российского искусства, проект, активно стимулирующий его интерпретации искусствоведческого и архитектурного порядка.

В этом году гости Павильона России увидят его зеленым. Он станет гораздо ближе к тому, каким возник более ста лет назад. И это не одна лишь отсылка к истории участия нашей страны в Венецианской Биеннале. Замысел автора Павильона, известного русского архитектора Алексея Щусева, предполагал уникальную функциональность здания, его открытость к реализации разнообразнейших экспозиционных идей. Благодаря проекту Ирины Наховой, зрители смогут оценить скрытые прежде качества щусевского павильона, заложенную в нем потенцию к соединению современного искусства России c новейшими технологиями и традициями отечественной архитектуры.